Авторы |
Евгений Алексеевич Чуфистов, кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры транспортных машин, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: ea_tchufistov@mail.ru
Олег Евгеньевич Чуфистов, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технологии машиностроения, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, пр. Байдукова / ул. Гагарина, 1а/11), E-mail: tchufistov@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цель. Силы, действующие в зацеплении передачи, влияют на ресурс самого зацепления и опор сателлитов. Количество факторов, от которых зависит распределение нагрузки в зацеплении, весьма велико, в том числе модификация профилей зубьев, погрешности изготовления передачи и изменение относительного положения сателлита, цевочного колеса и выходного вала при ее работе. Существующие методики статического расчета передачи не в полной мере учитывают это влияние. Целью работы является совершенствование статического анализа передачи и повышение точности расчета. Материалы и методы. В работе методом кинематического анализа определяются перемещения в контактных парах зацепления. Далее для определения характеристик упругости используется классическая контактная механика Герца. Силы в зацеплении рассчитываются с помощью итерационной процедуры анализа состояния контактов. Для получения количественных характеристик применено компьютерное моделирование в системе MathCad. Результаты. Созданы математическая модель, алгоритм и программа расчета сил, возникающих в планетарно-цевочной передаче с модификацией профиля зубьев сателлита и эксцентриситетом сателлита. Выполнены расчеты и показано, как в этом случае изменяются силы в контактных парах. Выводы. Предложенное решение позволяет учитывать совместное влияние равномерной модификации профилей зубьев и эксцентриситета сателлита на нагрузки в зацеплении. Исследования показали, что эксцентриситет может существенно изменять картину нагружения зацепления передачи, что необходимо учитывать в инженерном расчете.
|